После первых месяцев (иногда лет) бурной запредельной работки и успешного входа в рынок наступает естественный период стабилизации. У него много признаков и свойств, в данном посте я коснусь лишь одного нюанса, но, чаще всего - одного из самых разрушительных.
Итак, у тебя наступил момент отдышаться, что в финансовом выражении выглядит примерно так: в кассе свободной налички на пару месяцев наперед жизни фирмы, на счетах свой безналичный поток, обеспечивающий все операционные нужды.
И тут нашего директора бабахает зараза доступности и вседозволенности по этим самым деньгам. Выражается это даже у честных и порядочных людей чаще всего в кураже, в щедрой размашистости, мотовстве. Либо во вроде бы не предосудительном отрыве семейных трат и отдыхов - оптом за все предыдушие годы (типа это моё частное дело). Да ни чего подобного, ты - фигура публичная для собственной компании!
Что этим следует – психологический гнет тех, с кем стартовали, встречка тебе от топов (особенно, если на фирме есть типичные для стартапов «неприкасаемые»), обратка и понеслось… Можете пофантазировать как оно или реально повспоминать множество знакомых, разбегавшихся именно после состоявшихся успехов. Очень часто - из-за вывихов с головой директора от ставших доступными денежных средств.
Древняя поговорка: «хочешь узнать человека – дай ему власть» и что-то там еще про развращение безграничной властью. Власть над полковой кассой из той же стези – ломает тебя сильно, если рамки-ограничители слабы.
Директора с опытом хмыкнут от банальщины, я тем, кто не прошел своей шкурой это, пытаюсь на пальцах объяснить:
- у тебя постоянно, месяцами, в доступности лишь одного поворота сейфового ключа суммы, на один-два порядка превышающие те, что бывают зарплатой любого из сотрудников (включая тебя самого);
- ты ж - хозяин, внутрифирменного контроля ни какого и круче только отвареные яйца;
- говоруны (родственники, на фирме, друзья) долбят – ты имидж фирмы, ты представительство, ты обязан выглядеть и делать то, что Делают Солидные Генеральные Директора.
Я в первый раз осознал у себя проблемы, когда как-то обедали с ребятами в невесть какой столовке, разговор о хлопотах и делах. Я, увлекшись, даю раскладку – «это сюда, это так, сюда кинем столько, ну не получится, фиг с ним, на другом этом отобъем, купим на фирму это». Вдруг чувствую барьер за столом и тогда осознаю, что я вслух небрежно поразмахивал суммами, превышающими годовую зарплату каждого из собеседников. То есть я, даже не тратя на «кабаки-девочек-бирюльки», а лишь хлопоча из месяца в месяц о фирме, ушел в отрыв в своём отношении, что, условно, 1000 рублей это не деньги… и 100 тысяч не деньги… Если ты не наемный директор, не совладелец, а хозяин, то грань между служебными и личными тратами утончается и пропадает, оно ж что так, что так - своё.
Бунт топов фирмы и развал в виде «голосования ногами» - типичное следствие.
Способы предупреждения и профилактики:
1. Заведи над собой Совет Директоров, внештатников, максимально опытных и авторитетных. Неплохо про это написано у Макса Крайнова здесь, однако есть и некоторые альтернативы как в терминах, так и функциональных определениях. Например, классное по смыслу, на мой взгляд – «независимый директор»
2. Отдели в мозгах потребности своей личности от потребностей собственной фирмы. Как можно скорее с момента организации привей в своей голове правило, что зарплата директора - это не твоя прибыль, это не твой доход, а лишь покрытие расходов на содержание директорской бизнес-единицы.
3. Ни при каких обстоятельствах не назначай себе зарплаты и гонораров, как директору, больше всех на фирме – должны быть 1-2 и более сотрудников, имеющих операционные доходы выше. Одновременно постарайся именно через механизм Совета Директоров грамотно выводить из своей компании прибыль, либо реинвестировать.
4. Имей среднесрочный план и цели, не позволяющие тебе даже помыслить об излишних тратах на личные нужды, добейся одобрения его в семье, у тещи, у Совета Директоров.
Сомнительные способы решения проблем этого рода:
А. Задабривать топов долями в компании. Я писал ранее – хозяин должен быть один, не стоит превращать компанию в колхоз. Лучше целями мотивировать.
Б. Выгонять недовольных, даже бунтарей. Первопричина не в них, а в тебе, такие сменяются, как правило, на безразличных.
Отсюда следует довольно верный способ, к которому я своими приторможенными мозгами шел целый десяток лет, а подсказать некому было.
Итак, если УЖЕ выявились признаки неладов, что у головы компании крыша от денежного фактора несколько поехала, то:
5. Хозяин, уволь этого директора!!! Безжалостно к себе, любимому, без затяжек, без мнительности. Это не слабость, это, наоборот – мужество и смирение перед необходимостью стать еще сильнее, чем ты оказался на самом деле. Сбереги своё Дело, которое уже показало собой, что оно реально нужно клиентам, партнерам, сотрудникам. Рынок деньгами подтвердил это.
Ты ж всё равно пока еще хозяин, поставь администратора. Потом, если зудит порулить - вернешься на топ-позицию после наведения порядка в компании... и в себе (через годик, например).
Комментариев нет:
Отправить комментарий