вторник, 29 апреля 2008 г.

Пример невнимательности.

По крайней мере моей, ведь столько лет жил, слышал, но не доходило. :О)
Наталья на прошлой неделе тут на Ёжиках в комментариях как бы евангелистскую фразу привела "если тебя ударили по одной щеке, подставь другую". Вроде все знают, в охотку спорят, что за этим стоит, либо помалкивают, но решают по себе.
В первоисточнике иначе оно вообще писано - "если ударили по ПРАВОЙ..." (!!!).
Что нам хотели сказать:
По правой можно ударить только левой, что содержит смысл - заведомая цель нанести оскорбление, а не урон. То есть ситуация, когда вы попадаете не в необходимость защиты своего достояния, здоровья, близких, а можете попасть на страсти ущемленной гордости и всякого подобного. Выстоять всегда и везде от своих страстей!

Десятилетиями сталкивался, а только вот вчера более здравые люди носом ткнули в очевидное.
Простите, если плохо пересказал, как шмог.
:О)

7 комментариев:

  1. А если оскорбитель левша? :-)

    ОтветитьУдалить
  2. Ага, или правша, но с полным оборотом пяткой :О)

    ОтветитьУдалить
  3. Конечно может и левша быть. Но ход мыслей мне понравился, спасибо, я как то над этим местом из Библии сильно не задумывался, и в статье нашел кое что для себя.

    ОтветитьУдалить
  4. Это что за первоисточник такой?

    И Синоидальный текст и KJV про именно правую ничего не упоминают.

    ОтветитьУдалить
  5. Я не богослов, но 5 минут в Яндексе дали такой ответ:
    От Матфея, гл.5, 39: А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
    http://ot-matfeya.ru/index.php?id_menu=18

    И целую кучу обсуждений этого нюанса со ссылками на многих почтенных.

    ОтветитьУдалить
  6. Понятно, я номера Стронга забыл посмотреть. :)

    Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.
    (Лука 6:29)

    Это и есть источник часто цитируемой фразы, ключевое слово "подставь" есть, а "обрати" нет.

    Конечно, простор для богословских споров тут есть.

    Но и от Матфея и от Луки строфа сопровождается строфой про рубашку:
    кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду (Матф. 5:40, Лука выше).

    В свете чего аргументация "просто хотел обидеть" выглядит слабо. Обсуждения по этому вопросу Яндекс действительно находит, но там стоит другой акцент на ударе по щеке:

    нужно знать, что в древнееврейском государстве существовал особый обычай, позволяющий выразить человеку свое презрение тому, кого этот человек не уважает. Наивысшей формой демонстрации презрения у древних евреев было нанесение удара ладонью по одной щеке, а потом тыльной стороной ладони по другой щеке. Если человек виновен в чем-либо и достоин публично выраженного ему презрения, и согласен с предъявленными ему обвинениями, то он должен смиренно подставить сперва одну, потом другую щеку.Статья РПЦешного священника http://blagovest.com.ua/Matfey/Mf05_3839.html

    И тут же опровержение правила самим Христом: “Один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?” (Иоан.18:22-23)

    Другой акцент с той же культурной отсылкой я встретил в статье секты "Благословение Отца". Я не следую догмату "Папа всегда прав", но как-то не очень сектам доверяю в плане доказательств.

    Да, вот эту (http://www.bible.com.ua/answers/r/35/3764) я тоже нашел. Принадлежит ответ "Христианская миссия "Весть для Тебя" зарегестрированной в Молдове.

    Правда, там стоит ссылка на периоды ярых богословских споров (100 лет от Никейского собора, насколько я знаю). Там было очень много аргументов и доказывать ссылаясь можно очень многое. Ссылок на современную поддержку этой трактовки нет. Потому было странно видет её в аксиоматическом виде.

    ОтветитьУдалить
  7. Гугл выдает 400, при поытки оправить с LJ openID, почему-то.

    ОтветитьУдалить